Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Ballet Magazine: "Новые поморские танцы"

17.11.23
Источник: https://balletmagazine.ru/post/novye-pomorskie-tancy
Автор: Екатерина Васенина


В Архангельске завершился седьмой фестиваль современной хореографии «Прикосновение». 

Фестиваль современного танца «Прикосновение» был придуман в Архангельске танцовщиком Николаем Щетневым. В 1998 году он основал театр «Другой танец» как лабораторию экспериментального танца, контактной импровизации и перформанса, с 2000 года начал организовывать «танцинтервенции» с контактной импровизацией на улице, в 2002-м создал архангельский центр современного танца «Танец без границ», в 2003-м провел первый фестиваль «Прикосновение».

В книге «Российский современный танец. Диалоги» (2005) он говорил: «У нас формируется свой зритель, есть понимающие люди во власти и культурной элите. Наша задача сейчас — проводить больше образовательных мероприятий, сотрудничать с другими культурными учреждениями». Состоялось пять фестивалей, потом была пауза более 15 лет. С 2022 года силами новых кураторов Сусанны Воюшиной и Дмитрия Мельникова фестиваль возродился на новом историческом витке на площадках Драматического театра имени Ломоносова при поддержке директора театра Сергея Самодова.

В октябре 2023 года были показаны семь спектаклей, которые посетили более тысячи зрителей, состоялись две лекции об истории отношений танца и драматического театра. Программы архангельского кинотанца и танцевальной лаборатории формировались по открытым заявкам. Танцдраматургами лаборатории стали Александр Любашин, Марина Ижецкая (Петербург) и Екатерина Галанова (Челябинск). Показы состоялись в «среднем формате» (зрители сидели на сцене, а задником стал противопожарный занавес основной сцены), на камерной сцене, в Абрамовском зале, посвященном писателю Федору Абрамову, и на площадке театра «Изба».


Театр танца «М’Арт»

Эскиз лаборатории «Прикосновения» 2022 года, сказка «Быль» Анастасии Змываловой, за год стал репертуарным спектаклем Архангельского театра драмы. Театр танца Анастасии Змываловой «М'Арт» — резидент театра и показывает свои спектакли на камерной сцене Архдрамы на регулярной основе. Сказка «Быль» — удачный пример разговорного танцевального спектакля. Текст сказки написала актриса Архдрамы Нина Няникова, его отличает притчевый слог и неизбывно актуальное содержание. Актер и музыкант-перкуссионист Леонид Федорушков ведет повествование про житье-бытье, про веру и не-веру от первого лица, а танцовщики «М’Арта» выступают в роли танцующего хора.

Начинается так: «Не жил не был один человек. Влетела ему раз в ум такая мысль: «Отчего это все вокруг жили-были, а я не живу не быву». Надо, значит, идти, житье-бытье добывать». Герой идет по свету, видит разное, пока не оказывается проглоченным чудищем. Опять возникает неопределенность с житьем и бытьем. Пластические импровизации «хора» и ритмические отбивки Леонида Федорушкова степенно сопровождают притчу. Из желудка герой слышит разговор с другим чудищем: «Ты здесь, и я здесь. Я люблю тебя. Пока я верю, так оно и будет». Скоро во тьме различится другой обитатель желудка — горлица, она обернется девушкой. «…Сидели они так год за годом в желудке у чудища. Сначала молчали. Потом говорить начали: «Ты живешь–бывешь — значит, и я живу-быву, я вижу, я верю», «Я живу-быву — значит, и ты живешь-бывешь, я вижу, я верю», «Мы живем и будем». Потом, чтобы никогда не разувериться, взялись они за ручки и полюбили друг друга. Жили-были люди внутри чудовища и верили, и любили.

А чудовище — оно всегда снаружи будет, что ж, не жить не быть теперь?!

Участники театра танца «М’Арт» очень артистичны, их пластические комментарии и рефлексии повествования героя прошиты теплой иронией и уютом свободы замкнутого мирка. Артисты носят в руках и в прическах клубки со спицами и вязанием: надо обживаться, где бы ты ни был. Преимущество этого спектакля — харизма артиста Леонида Федорушкова, его способность вести повествование спокойно и театрально «сказочно». Можно с уверенностью сказать, что благодаря работе театра танца «М’Арт» рождается новое лицо архангельского современного танца, с опорой на возможности драматического театра, на локальную языковую специфику.

Спектакль «Крапива» Марины Ижецкой и Екатерины Галановой начинается с просьбы танцхудожниц пустить по залу листочек, на котором зрители могут написать свои домашние ласковые имена или школьные обидные клички — те, что обжигают как крапива. Спектакль вообще об импульсе, который помогает быть здесь и сейчас, переживать ясно и остро свое состояние в текущем моменте. Хореограф и танцовщица Екатерина Галанова перед показом повредила ногу и выступала на костылях. Ее хореография была обусловлена размахом временных крыльев и возможностями стоп. Эмпатия к боли способствовала переживанию момента здесь и сейчас. Марина Ижецкая следом продублировала хореографический рисунок Екатерины, тоже на костылях, но кинестетическое переживание не повторилось. Так работает наша внутренняя «крапива» — ожог эмпатии, острое сопереживание увиденному.

«Колыбельная для Маяковского» московского «Я театра» Александра Исакова и Виктории Янчевской — об отличии публичного образа от домашней сути. Наверное, и о том, как мало певец революции получал домашнего тепла, которое бы уберегло его, убаюкало, отодвинуло от раннего ухода. «Для народа он сильный, громкий, смелый, решительный. А для любимой/любовницы маленький мальчик с охапкой сомнений и страхов». Виктория Янчевская от имени всех женщин Маяковского долго, раз за разом карабкается на высокого Исакова, садится ему на шею, и каждую он берет на ручки. Его хватает надолго, на многих. Но не навечно, и он умирает. И теперь уже Она, одна, маленькая Лиля Брик, берет на руки огромного Щена и несет в вечность, не подавая вида, насколько это тяжело.


«Колыбельная для Маяковского»

Спектакль «Аррр» московского хореографа Павла Глухова объездил множество фестивалей и продолжает завоевывать новых зрителей. Шесть лет назад руководителем воронежского драматического «Камерного театра» Михаилом Бычковым была создана танцевальная труппа, и артисты «Аррр» Игорь Прудской и Николай Гаврилин — ее участники. На музыку современного композитора Василия Пешкова Глухов создал драматический дуэт мужских эго, самовлюбленного и стесняющегося, полный виртуозных подсечек, поддержек, трюков. В хореографии, созданной мужчиной для мужчин, ощущается некая свобода, понимание заложенных возможностей. И хотя местоимение «Я!» как «я существую и могу наконец прокричать о себе всему миру» звучит только в самом конце, когда стеснение одного выбивается кулаками и смехом другого, суггестия движения Гаврилина и Прудского как артистов драматического театра ощущается на всем протяжении спектакля.

«Проявленность» педагога по соматическим практикам Академии имени Вагановой Ивана Сачкова и опытного хореографа, педагога, танцовщицы Галины Грачевой проверила зрителей на терпение и внимательность своим экстрамедленным темпом движений. Этот тщательно простроенный контактный дуэт сначала вызвал недоумение в зале (на шестичасовых показах каждый день было много школьников по «Пушкинской карте»), потом заставил подключиться и сонастроиться на восприятие глубокого соматического контакта, явленного на сцене. Такое онтологическое восприятие мужчины и женщины друг другом стало уроком бережного и чуткого телесного поведения.

Спектакль-лекция «ОК_НО» проекта IZOTOP.LAB в постановке Ярослава Францева и хореографии Анны Румянцевой посвящен изучению онкологии. Драматургической основой стали реальные истории пациентов, находящихся на этапе ремиссии, интервью с врачами-онкологами, научные исследования об онкологических заболеваниях, причинах их возникновения и достижениях российской медицины в борьбе с раком. Куратором архангельской части диптиха (вторая часть поставлена в Нижнем Новгороде) выступил Михаил Юрьевич Вальков — практикующий врач-онколог, заведующий кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и онкологии Северного государственного медицинского университета.

Спектакль-лекция «ОК_НО» — синтез документального театра, современного танца и авторской аудиоинсталляции. За литературную основу взяты интервью больных, врачей, рецепты из интернета, а также фрагменты «Превращения» Франца Кафки, те, где Грегор Замза глубоко переживает свое превращение из человека в отвратительное насекомое. Множество кассетных плееров создают полифоническое звучание внутренних переживаний «Грегора Замзы», а палочки-светильники — как светящиеся мечи джедаев-воинов, готовых вступить в битву с болезнью. Истории, ставшие драматургической основой спектакля, показывают ценность желания поправиться, хотя в спектакле есть глава «Ремиссия», а есть и «Рецидив». Артисты предлагают зрителям бросить кубики, меняющие последовательность глав на каждом показе. И всегда главным оказывается одно — намерение выздороветь.

Спектакль «ОК_НО» идет в репертуаре Архдрамы и связывает незримыми нитями «Прикосновение» 2020-х с «Прикосновением» нулевых — Николай Щетнев тоже мыслил современный танец социально ответственным искусством и несколько лет работал в реабилитационном центре для детей с ДЦП, проводил мероприятия DanceAbility.

Фестиваль «Прикосновение», его новая итерация, без сомнения, обрел лучшую площадку в пространствах Архангельского театра драмы имени Ломоносова. Она дает возможность проводить лаборатории, мастер-классы, лекции, полномасштабные зрелищные пластические спектакли, а территория вокруг театра — и показы в жанрах уличного театра и сайт-специфик. Современный танец — это часть остроактуального искусства, и оно может быть очень интересным и объединяющим людей. Думаю, архангельский современный танец еще заявит о себе.

   

*Фото - Эдуард Евсиков 

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Пресс-служба: В Архдраме — премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
В рамках проекта «Поле экспериментов»
Самостоятельная работа Михаила Андреева

Автор проекта и художественный руководитель постановки — Андрей Тимошенко

Трагическая история, написанная легким языком. Написанная с юмором. Такая история вдвойне становится страшной. События более, чем столетней давности перекликаются с событиями мира нынешнего.
Спектакль создан по мотивам произведений Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Бабеля можно сравнить с Гюго, он тоже певец лачуг и подворотен. Бабелевским «Отверженным» тоже некуда деваться, их жизнь - это преступление! На преступление идут весело, озорно, бесшабашно, очертя голову! Так это делалось в Одессе.

Идея, постановка, исполнение — Михаил Андреев
Звук — Михаил Чабаненко
Свет — Максим Надеев
Видео — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский
Подробнее