Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Журнал "Страстной бульвар,10": Ломоносов и Эйнштейн на театральной сцене / Первый Международный фестиваль «Ломоносов Фест. Искусство. Наука. Технологии» (Архангельск)

01.07.23

Источник: http://www.strast10.ru/node/6405
Автор: Шаклеева Александрина

Инициатором этого фестиваля выступил Архангельский театр драмы имени Ломоносова. Его идея заключается в том, чтобы объединить в одной афише и показать спектакли, соединяющие науку, искусство и технологии.

Science art - направление, существующее с 1960-х годов и уже довольно распространенное в России. Около пятнадцати лет назад на отечественной сцене стали исследовать возможности междисциплинарного искусства для развития и популяризации обеих отраслей - науки и искусства. Созданием новых театральных продуктов в области science art занимается лаборатория IZOTOP.LAB, созданная Ярославом Францевым и командой RADI SVETA. Грантовую программу «Искусство и технологии» реализовывал музей «Гараж». В 2021 году в АБДТ им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге выпустили science-art проект «Лаборатория №3» - коллаборация театра и корпорации «Росатом». Казанский фонд «Живой город» провел лабораторию «Аннигиляция», в которой режиссеры работали в союзе с учеными. Похожим путем шел и тюменский Молодежный театральный центр «Космос», на площадке которого за последние три года осуществленв сразу несколько проектов, исследующих науку на сцене: лаборатория «Фиджитал» осмысляла соединение театрального искусства и новых медиа, в лаборатории «Театр+Наука» магистранты Антропошколы ТюмГУ и молодые тюменские режиссеры создавали театральные эскизы, основой которых стали исследования молодых ученых, в арт-резиденции «Архивация нас» режиссер Евгений Маленчев поставил перфолекцию «Изобретая повседневность», главным исполнителем которой стал кандидат исторических наук Александр Фокин. Созданием междисциплинарных проектов на стыке науки и искусства, адресованных детской и подростковой аудитории, занимались лаборатории Большого детского фестиваля, посвященные научпопу, и театр «Домик Фанни Белл» в лаборатории «Театр и Наука». Большой фестиваль «Театр+Наука» проходил в зеленоградском «Ведогонь-театре». Иногда импульс для создания подобных проектов исходит и от людей науки: известны европейские опыты Team Hyena Puppet, превращающие лекции по биологии в хореографические спектакли, и Международный конкурс Dance your PhD, предлагающий ученым со всего мира станцевать свои диссертации. В России подобный опыт тоже есть: на Международном конгрессе ученых в Сочи в 2021 году прошел проект Science on Stange, где молодые ученые создавали театральные постановки, основой сюжета для которых стали их научные исследования.

И, разумеется, во все времена театр обращался к просвещению, создавая спектакли об известных личностях и научных текстах и открытиях («Топливо», Pop-Up театр, 2015; «Сочинение про Джобса», Театральный проект 27, 2019; «Циолковский», Театр драмы им. Ф. Волкова, 2021 и др.), а также ставшие популярными в последние годы спектакли-лекции («Капитал», театр «Среда 21», 2021; «РыСи», Центр Вознесенского, 2021; «Цехъ поэтов», Няганский ТЮЗ, 2023 и др.).

Накопленный российским театральным искусством опыт действительно велик - об этом задумались и создатели нового фестиваля в Архангельске. В своей афише они объединили спектакли разных лет, осмысляющие науку и технологию разными способами, делая их то предметом драматургического исследования, то инструментом для художественной выразительности, или используя технологии для работы с новыми театральными жанрами.

Открывал программу стереоскопический перформанс «Искусство движения» Билли Коуи от танцевальной компании Каннон Данс (Санкт-Петербург) - возобновленная версия спектакля 2014 года, где лекционные материалы о хореографических идеях и природе их физического воплощения соединяются не только с демонстрацией танцовщиками в живом плане, но и с видео, на которое зрителю нужно смотреть в 3D-очках, что позволяет разглядеть пластику крупным планом. Спектакль дает возможность ретроспективно взглянуть на развитие science art в России: разумеется, сегодня перформанс почти десятилетней давности выглядит несколько наивно, но показывает зрителям процесс развития направления - от видеопроекций до, например, «Робота Кости» Ивана Заславца, где всех действующих лиц пьесы Чехова «Чайка» исполняют нечеловеческие акторы, а в роли Кости Треплева выступает промышленный манипулятор Hyundai HS 165. И это за каких-то десять лет!

Организаторы представили на фестивале сразу несколько спектаклей - «Загадочное ночное убийство собаки» Алексея Ермилышева, «Диалоги. Пир» Сергея Самодова, «Поморские узлы» Андрея Гогуна, «Время превращений» Алмаза Садриева, показав серьезную палитру работы с наукой и технологиями в репертуаре одного театра.

«Диалоги. Пир» поставил директор Архангельского театра драмы Сергей Самодов в ресторане «Почтовая контора». Он отсылает и к «Этикету» - спектаклю-тайне для двоих от театральной компании «Импресарио», где сидящие за столиком зрители выполняли инструкции, данные голосом в наушниках, и проходили сквозь ситуации из известных кинофильмов; и к «Экосвиданиям» Никиты Славича, поставленных в прошлом сезоне на фестивале «Другая сцена» на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а позже перенесенных на сцену Новокузнецкого драматического театра под названием «Эхо свиданий». В нем выходящим на сцену зрителям предлагалось повторять диалоги из известных романтических сцен русской классической литературы, следуя за суфлером в наушниках. Механика работы «Диалоги. Пир» точно такая же: у зрителей есть гарнитура и наушники, по спектаклю их ведет суфлер - зачитывает реплики диалогов из известных книг и фильмов, а зрители повторяют за ним, используя гарнитуру. Параллельно, у пар зрителей, сидящих за столиками, есть возможность продегустировать гастрономические сеты от поваров ресторана. Это такое соединение вечера в ресторане и театра, возможность небанально провести время и хоть ненадолго почувствовать себя актером.

«Поморские узлы» - спектакль-променад (режиссер Андрей Гогун, драматург Нина Няникова) в уже привычном формате прогулки в наушниках. Вооруженный телефоном с картой и наушниками зритель идет по центральным улицам Архангельска, слушая текст об истории и развитии города, соприкасаясь с ним и присваивая себе пространство через соединение собственного опыта с опытом города и его жителей.

«Время превращений» - бэби-спектакль Алмаза Садриева, построенный на видеопроекциях, создающих возможность игры с масштабами и создания причудливого фантазийного пространства. Как бэби-спектакль рассматривать его трудно, так как он нарушает практически все каноны бэби-среды: сценическая площадка не безопасна для малышей 4+ (артисты то и дело взаимодействуют с тяжелыми ширмами), нет области для познания мира, к которой могли бы подключиться дети, а сама диджитализация, взятая за основной способ художественной выразительности, воображение детей этой возрастной категории вряд ли развивает, потому что дети до четырех лет познают мир иными путями (через возможность потрогать, попробовать на вкус и т. д.). Проект Алмаза Садриева скорее похож на оживший мультфильм, персонажи которого приобретают 3D-объем, чем на бэби-спектакль.

«Загадочное ночное убийство собаки», пожалуй, самый традиционный спектакль из этой череды. Он поставлен по одноименному роману-бестселлеру Марка Хэддона. В центре сценического повествования - Кристофер (Михаил Кузьмин), подросток с синдромом Аспергера, пытающийся вписаться в мир нейротипичных людей, попутно расследуя убийство соседского пса и решая сложнейшие математические задачи. Наука в этом спектакле возникает опосредованно: в качестве формул на видеопроекциях - того, что занимает Кристофера и дается ему легко в отличие от большинства людей, создавая контраст с повседневными трудностями подростка. То, что нам легко - ему сложно, что нам кажется тяжелым - для него задачка без звездочки. Выполняет спектакль и просветительскую функцию: синдром Аспергера - одна из разновидностей аутизма - по-прежнему мало изучен, а люди с различными ментальными особенностями нередко оказываются стигматизированы, что связано в том числе с недостаточной освещенностью вопроса для широкой аудитории. В этом смысле спектакль выполняет просветительско-социологическую функцию, приоткрывая и тему инклюзии, и просто побуждая зрителей проявлять свои лучшие человеческие качества - быть добрее и терпимее.

К схожей теме обращается и Пермский театр кукол в спектакле «Цветы для Элджернона» по рассказу Дэниэла Киза (режиссер Дмитрий Вихрецкий). Здесь сцена превращена в съемочную площадку. История о молодом мужчине с особенностями ментального развития Чарли Гордона, в результате экспериментальной операции превращающегося в гения, а после регрессирующего в обратном направлении (такой же путь проходит и его лучший друг - подопытная крыса по имени Элджернон), разыгрывается одновременно в живом плане и в декорациях миниатюрного города, построенного из кубиков «Лего», при помощи конструктора и следящей камеры. За счет анимации удается добиться отстранения и деликатно подать излишне жесткие темы. Павел Дитягин, исполнитель роли Чарли, работает в открытом приеме, создавая себе препятствия, помогающие приблизиться к персонажу, на глазах у зрителей: чтоб затруднить свою речь, он надевает капу, чтоб писать ему было так же непросто, как и Чарли, - берет в левую руку, будучи правшой, огромный толстый карандаш. Такой вход в образ позволяет даже самым маленьким зрителям соотнести опыт героя со своим - наглядно понять, насколько сложно Чарли даются даже самые элементарные действия. Форма для разговора с детской аудиторией об особенностях развития и постановке вопроса о правомерности экспериментов над людьми выбрана очень точно: дети внимательно следят за сюжетом, а после спектакля охотно включаются в обсуждение.

Биографическая стратегия работы с освещением науки выбрана в спектаклях «Эйнштейн, что нам светит?» театра Karlsson Haus (Санкт-Петербург) и «Новаторы» Московского академического театра им. Вл. Маяковского. В первом биография великого физика разыгрывается двумя актерами с помощью простых кукол и подручных средств, во втором зрители знакомятся с реальными историями людей, создававших компьютер и различные программы. Режиссер Никита Кобелев выводит на сцену галерею гениев с конца XIX до конца XX века: от Ады Лавлейс до Стива Джобса.

В танцевальном эксперименте «Это тебя касается» Инновационного театра балета ИКЦ из Калуги (режиссер Константин Солдатов, хореограф Ксения Голыжбина) зрителям предлагают принять непосредственное участие в спектакле: они могут взаимодействовать с артистами, рассказывать собственные истории на заданные темы. Само действие создается «здесь и сейчас», драматургия - истории зрителей, заранее собранные по опен-коллу, и переложенные артистами на танец, монтируются с зонами импровизации, построенной на сердечном ритме артистов и реагирующих на него сенсорах (от них зависит и звучание музыки, и работа света). Спектакль исследует тему прикосновений и тактильного голода, создавая в режиме реального времени гибридный сценический язык, построенный на взаимодействии артистов, зрителей и новейших технологий.

В мультимедиа опере Curiosity Электротеатра Станиславский (Москва), вдохновленной социальными сетями марсохода, создатели (композитор Николай Попов, режиссер Алексей Смирнов, драматург Татьяна Рахманова) исследует возможности и пути развития новой оперы как жанра, буквально обсуждая это в зуме (своеобразная увертюра), а также соотношение земного и космического: пока на земле происходят все более ужасные события, марсоход продолжает выполнять свою миссию на далекой планете, а простые земляне в комментариях просят забрать их с собой на Марс. В ходе работы над оперой, впервые представленной в 2018 году в качестве эскиза в рамках лаборатории «КоOPERAция», композитор обнаружил, что операторы, связывающиеся с марсоходом, используют тот же язык программирования, что и в современной электроакустической музыке, а колесики марсохода азбукой Морзе отбивают название лаборатории, в которой он создан. Было проведено глубокое исследование жизни и обслуживания работы марсохода, факты из которого использованы и в музыкальном, и в драматургическом тексте оперы. Визуальный ряд оперы - сложнейший видеомонтаж из псевдокументальных съемок людей на разных концах Земли, документальных хроник работы машины на Марсе, новостных эфиров, постов в Интернете, переписки создателей оперы и много другого, транслирующийся на четырех экранах. Curiosity - это не просто технологически сложный проект, требующий большой оснащенности в области новых медиа, но и настоящее серьезное исследование природы искусства, места искусства и человека в огромном космосе и возможностей науки в сегодняшнем мире.

Международный статус фестивалю обеспечило участие Государственного русского театра драмы имени Ф.А. Искандера из Абхазии со спектаклем «Солярис» (режиссер Артем Устинов), ставшее возможным благодаря поддержке программы «Международные культурные центры».

Кроме основной программы, на фестивале была представлена и образовательная: лекции об опыте science-art в России и мире, о преломлении традиционного и новаторского театрального и циркового искусства прочитали театроведы Нияз Игламов, Екатерина Морозова, Жанна Зарецкая, Ирина Селезнева-Редер, автор данной статьи; с развитием современной научной мысли зрители могли познакомиться в лекционном цикле от Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова; а также кинопоказы.

Создание в Архангельске крупного междисциплинарного фестиваля закладывает фундамент для дальнейшего развития science art в России, открывает перспективы обогащения как театрального, так и научного пространства, способствуя популяризации современных научных открытий. Для театра соединение с наукой становится возможностью выхода из узкого поля гуманитарной мысли, позволяя исследовать человека и мир в контексте быстро меняющейся реальности. 


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Family drama (камерная сцена\средний формат)
С. Стивенс (по роману М. Хэддона)
Режиссёр – Алексей Ермилышев

По роману Марка Хеддона
Перевод Ольги Буховой

  • Продолжительность — 3 часа (с антрактом) 
  • Роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» стал в Англии бестселлером, а спектакль Королевского национального театра, поставленный Мэриэнн Эллиотт получил семь премий Лоуренса Оливье. Секрет успеха — сочетание детективной интриги, напряжения психологического триллера и особого взгляда на мир.
  • Главный герой – особенный подросток Кристофер, ребёнок с синдромом Аспергера. Люди с таким ментальным расстройством по-своему воспринимают мир - замкнуты в себе и с осторожностью, даже страхом относятся к окружению. 
Как устоять в мире, полном предательств и обмана? Как найти свое место? Как верить людям? Как найти любовь? Эти же вопросы задаём себе и мы, когда находимся в сложной переходной ситуации, аутизм Кристофера в спектакле – лакмусовая бумажка человеческой психики. Чем больнее для его чистого созерцания и оголенного восприятия эти вопросы – тем значительнее поиск ответов. 
Заставляет выйти мальчика из своего внутреннего укрытия загадочное происшествие – убийство соседской собаки, его он намерен расследовать. Кстати, в спектакле задействована собака режиссёра - чёрный лабрадор по кличке Рэй. С этого начинаются приключения Кристофера, которые сталкивают его с алогичным эмоциональным миром взрослых, и помогают случайно раскрыть семейную драму.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля: 

«Главный герой Кристофер –  проекция на все человечество. То есть мы где-то внутри себя сами такие же. Мы чего-то боимся. Он тоже боится, только у него это сильнее выражено. Каждый из нас в какой-то степени особенный. Кристофер, например, имеет много страхов и в конце концов побеждает их, доказывая всем нам, что бояться бессмысленно. Многое в спектакле решено визуально, а не текстово».


Режиссёр Полина Золотовицкая (г. Москва): «Мне понравилось. Это очень хороший материал. Сильная история, которая не может не трогать. Особенно когда она трогает и самих артистов. Они искренни, и это передается залу. Я видела, как люди плакали. А еще очень хорошая актерская работа М.Кузьмина.»

Николай Песочинский, театральный критик (г. Санкт-Петербург): «Смотрится на одном дыхании, потому что это действительно хороший театр. Сделанный на очень сложном материале на очень сложные темы. Художественно здесь ходят по лезвию ножа. Если шагнут вправо – будет душераздирающе искусственная мелодрама со слащавостью. Влево - бесчувственное обозначение. А здесь удаётся пройти по этому лезвию с позитивным результатом. Никогда не забуду образ, найденный Михаилом. Спектакль производит человечески огромное впечатление – заставляет более по-доброму что-то сделать. Хочется спасти лишнюю собаку, добрее относиться к людям с особенностями, детям, старикам... Безусловно, эта постановка пробуждает лучшее и побуждает к лучшему. Я много видел проектов инклюзивных, и тема особенных детей для меня не в новинку. Потому я не сквозь сентиментальность оцениваю. Спектакль действительно состоявшийся».

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю роли Кристофера (Михаил Кузьмин) победу в номинации «Лучшая мужская роль»

*Спектакль победил в номинации «Приз зрительских симпатий» на престижном фестивале «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2019 г.)



СМИ о спектакле:
Театральный критик Лариса Каневская: о «Загадочном ночном...» на Биеннале театрального искусства-2019
Газета «Архангельск»: При чем здесь убитый пудель?
Газета «Бизнес-класс»: Премьера на камерной сцене: геометрия «особенного» человека
«Регион-29»: Человек дождя в чертогах разума: архангельский драмтеатр впустил и выпустил в мир «особого» подростка
Блогер lisisica: как лисисица плакала
Отзыв Natalya Pamsik

Премьера состоялась 24 ноября 2017 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Сценография – Алексей Ермилышев
Музыкальное оформление – Михаил Кузьмин
Художник по свету – Максим Надеев 
Хореография и жанровая пластика – Ольга Мурашова 
Видеохудожник – 42 design commune (Виктор Тяпков, Мария Балашева) 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

*** В ходе постановки и репетиций спектакля ни одной собаки не пострадало!

Подробнее
16+
Размышление о повести Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего" (камерная сцена)
Режиссёр — Игорь Патокин

Продолжительность - 1 час 30 минут (без антракта)  

Творческая лаборатория театра драмы представляет самостоятельный, новый проект актёров Игоря Патокина, Ивана Братушева и Анны Патокиной. Эмоциональный накал в спектакле доходит до предела: от смеха до слез, от реальности до фантазии, от «холодной головы» до сумасшествия. Все грани актёрского таланта, музыкальные акценты, световые находки… 

«Психологические качели» — безумный аттракцион одиночки перенесёт зрителя в чужое подсознание. До чего доведёт чиновника Поприщина ведение рокового «блога»? Итак, внимание на детали!

Спектакль был награждён на V Международном фестивале-лаборатории спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» в Челябинске.


mazur2.jpeg
Нина Мазур из Германии, театровед, театральный критик, вице-президент Международного форума монотеатра при Международном институте театра (ЮНЕСКО):

«Я видела настолько много версий постановок «Записок сумасшедшего», что когда я слышу о спектакле по этому произведению Гоголя, у меня невольно возникает внутреннее сопротивление. К счастью, обязанность смотреть ваш спектакль обернулась радостью. На мой взгляд, Игорь Патокин разработал виртуозную партитуру спектакля, а Иван Братушев столь же виртуозно её воплотил. Это не тот случай, когда режиссёр «умер в актёре», или когда актёр обошелся без режиссера. Здесь два художника вместе создали нечто значительное». 

 
img-04251.jpg
Нина Шалимова, доктор искусствоведения, профессор Российского       университета      театрального искусства, член Комиссии по театральной критике СТД РФ:

«Мне очень близка разработанность и точное воспроизведение всех деталей поведения Поприщина. Я не увидела того, что утомляет в ряде спектаклей, - принцип или закон недооформленности, когда где не дотанцуем, там доулыбаемся, когда темперамент на пол мимо партнера. Здесь доигрывается, дотанцовывается все детально и очень точно.

Уважительное и какое-то коллегиально сочувственное отношение к тем людям, которые занимаются важным, серьезным и необходимым делом в искусстве, осталось после спектакля. Работа, на мой взгляд, замечательная!»


ОТЗЫВЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ С ФЕСТИВАЛЯ «CHELоВЕК ТЕАТРА»

СМИ о спектакле:
«Бизнес-класс Архангельск»: Эксперименты продолжаются: театр драмы открыл двумя премьерами 84-й сезон
«Российская газета»: В Поморье «Записки сумасшедшего» превратились в «Блогера»
«Регион 29»: Архангельский театр представил спектакль «Блогер»: без Интернета, но с чувством

Премьера состоялась 1 октября 2016 года 

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Пластическая, звуковая и световая партитуры — Игорь Патокин
Художественный руководитель проекта — Андрей Тимошенко
Сценография и костюмыАнна Патокина
Художник по свету — Максим Надеев 
Звукорежиссёр — Александр Лушев 
Видеоинженеры — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

Подробнее
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее