Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Мечта о семейной идиллии: в Архдраме поставили «Вафельное сердце»"

31.05.23

Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/mechta-o-semeynoy-idillii-v-arkhdrame-postavili-vafelnoe-serdtse-...
Автор: Ольга Истомина

В Архангельском театре драмы состоялась премьера по литературному хиту норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце» в постановке Михаила Кузьмина. Эта тёплая семейная история со множеством приключений разыграна молодыми артистами театра в камерном пространстве Абрамовского зала.

В последние несколько лет «Вафельное сердце» часто появляется в репертуаре театров, и неудивительно - сюжет прекрасно подходит для создания семейного спектакля. В Архангельском театре драмы зрителей с первых минут вовлекают в атмосферу домашнего уюта: в программке с изображением вязаного свитера, как будто нарисованного в альбоме детской рукой, можно найти рецепт «тех самых» вафель, которые пекла баба-тётя, а в антракте вафли в форме сердца предложат попробовать в импровизированном буфете у зала. За воплощение истории Марии Парр на сцене полностью отвечает актёр и режиссёр театра драмы Михаил Кузьмин – он работал не только над режиссурой, но также над инсценировкой, художественным решением пространства и костюмов, музыкальным оформлением. Получился спектакль-мечта о счастливом детстве и семейной идиллии.

О дружбе без слов
Сюжет истории прост: девятилетий Трилле (Георгий Селиванов) и его непоседливая соседка Лена (Анна Рысенко) живут на берегу бухты Щепки-Матильды, где стоит всего несколько домов. Этот маленький мир, который известен им «от и до», тем не менее таит в себе много приключений. Чуть ли не каждый день в размеренной жизни обитателей «королевства», как любит говорить дед Трилле (Артём Пребышевский), случаются неожиданные события. Но именно так и бывает в детстве: в простых вещах открываются настоящие чудеса, и каждое новое открытие дорого, потому что неповторимо.

Конечно, дело не только в детских приключениях и забавах. В первую очередь, это история о родных и близких – о том, что спасает человека от одиночества и тоски в самые сложные времена.

vafel_serdce2.jpg

«Считает ли меня Лена своим лучшим другом?» – спрашивает себя и окружающих Трилле в надежде получить подтверждение тому, что понятно без слов. И переживает за свою рисковую и независимую, «себе на уме» подругу, которая на душевные слова скупа. Зато она постоянно попадает в передряги: падает с высоты, пытаясь перебраться в соседний дом по самодельной канатной дороге, получает сотрясение мозга, ломает ногу… Но в то же время сама Лена среди всех своих приключений мечтает об одном: чтобы в их с мамой семье появился папа, которому вполне хватит места в доме, – надо только «разобрать в подвале».

В красно-жёлтых тонах и вязаном свитере

На сцене создан мир одной счастливой семьи и её соседей, напоминающий кадры из какого-нибудь популярного ситкома. Визуально всё построено на ярких цветовых контрастах: на сцене красный стол и жёлтые стулья, которые легко переворачиваются и позволяют мгновенно перенести место действия из комнаты в магазин или на улицу – стоит только добавить такие же яркие, передвигающиеся на колёсиках платформы с окошками. Кажется, что здесь ты в полной безопасности, даже если в жизни происходит что-то страшное и необратимое – всё можно пережить и со всем справиться. Особенно если рядом такие симпатичные и дружелюбные персонажи: они - каждый в своём особенном, уютном вязаном свитере с орнаментом, с яркими жёлтыми и красными шапками, плащами, куртками...

Но есть ещё и верхний ярус: стена с заснеженными вершинами северных скал – это другой, чуть более опасный внешний мир. В нём есть свои обитатели: например, друг деда Юн-с-горы (Джамбулат Багов), с которым героям предстоит познакомиться. Даже придётся спасать его старую лошадь…

Современная Пеппи

Писательницу Марию Парр не случайно называют современной Астрид Линдгрен. Её героиня Лена - всегда в поисках приключений, жизнелюбивая и даже дерзкая - напоминает Пеппи Длинныйчулок. Две разлохмаченные косички, резкие, порывистые движения и яркая мимика, с помощью которой зачастую гипертрофированно создаётся образ ребёнка, – такой Лену Лид играет в спектакле Анна Рысенко. История закручивается вокруг этой смелой и решительной девчонки, и она, безусловно, должна быть энергетическим центром спектакля. Однако актёрски оказывается сложно балансировать на грани выразительности и эмоциональности, чтобы игра в отдельных сценах не превращалась в карикатуру.

vafel_serdce3.jpg

Трилле в исполнении Георгия Селиванова кажется более естественным, по-мальчишески прямым, искренним. В своей мягкой фланелевой рубашке в клетку он – домашний, спокойный и даже немного робкий мальчик, зато верный и надёжный, настоящий. При этом окружают его персонажи с какой-то одной, подчёркнуто яркой характеристикой, созданной одной краской, отчего кажется, что Трилле оказался среди «мультяшных» героев. Например, мама Трилле (Екатерина Зеленина) с нелепой старомодной прической и в огромных очках похожа на стрекозу, а мама Лены (Мария Новикова), увлечённая творчеством больше, чем своим ребёнком, носит дреды — значит, «продвинутая» и современная. Старший брат Трилле - подросток Магнус (Артур Чемакин) проводит время, уткнувшись в игры на мобильном телефоне, лишь иногда подавая голос и издавая ехидные смешки. Баба-тётя (Анастасия Волченко) предстает неохватно большой фигурой с «бабушкиной» причёской.

Зачем нужен папа и зачем нужен дед

Папу (Михаил Бакиров) отличают большие чёрные усы и лукавая ухмылка. С образом папы в спектакле связан один из самых трогательных моментов: когда он поёт под гитару сочинённую им песню «Грустит папа, грустит сын», Трилле понимает, «зачем ему нужен папа» - вовсе не для того, чтобы «есть варёную капусту», как ему представлялось раньше. Понимает, зачем вообще нужна семья и как важен тот самый момент поддержки в тяжёлую минуту…

Дед в исполнении Артёма Пребышевского совсем не кажется карикатурным, хотя перед артистом стоит непростая задача: сыграть человека намного старше себя. Помогают точно найденные интонации добродушного, словно только выбравшегося из берлоги медведя, готового отправиться навстречу приключениям. «Дружище Трилле и соседская кнопка» – так называет дед непоседливых ребят, и сам он для них настоящий друг, товарищ по приключениям, сообщник по добыванию вафель и «самый лучший в мире взрослый». В одной из особенно запоминающихся сцен спектакля дед мчится на мопеде с детьми в ящике, что ему было строжайше запрещено, чтобы спасти клячу своего лучшего друга Юна-с-горы, – и это ещё одно проявление настоящей дружбы и взаимовыручки.

Побег от реальности... в Щепки-Матильды

Вместе с героями зрителям предстоит пережить смерть близкого человека и вынужденную разлуку с другом. Лена мечтает о папе, а Трилле – о настоящем друге, точнее, об уверенности в том, что его настоящий друг - рядом. И в этой истории, конечно, появится «тот самый папа» - врач и друг мамы Исак (Тимофей Тихонов), и будут сказаны те самые, долгожданные слова о дружбе. На экране в течение всего спектакля будут появляться строчки из книги, на которых хочется задержаться подольше, – например, «она мой лучший друг, хотя и девчонка» или «кусок хлеба умер у меня во рту».

В этом спектакле чувствуется желание воплотить в реальность – хотя бы театральную – мечту об идеальном мире взаимоподдержки, семейных радостей и дружеского тепла. Спектакль продолжается больше двух с половиной часов и подойдёт скорее для семейного просмотра с детьми постарше, хотя на премьере были и совсем маленькие зрители. Постановку наверняка захочется посмотреть взрослым, но не ради ностальгии, а ради погружения в иллюзорный, порой сентиментальный мир – чтобы сбежать от реальности в мир Щепки-Матильды, который дарит тёплые и светлые истории.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+

Легенда (основная сцена)
Р. Киплинг
Режиссёр - Михаил Кузьмин

Продолжительность — 1 час 30 минут (без антракта)

Вдохновлённый фильмами Гая Ричи и компьютерной игрой «Horizon», Михаил поставил спектакль с возрастным ограничением 6+.  

Несмотря на то, что спектакль рассчитан на детскую аудиторию, по задумке режиссёра это очень драматическая, трогательная и серьёзная постановка. Безусловно, зрителя ждёт и юмор, и зрелище. «Спектакль получился многослойным, и это меня радует. Помимо темы ответственности в историю заложено много всего. А роль режиссёра для меня испытание, пусть и приятное. Мне нравится, когда нужно быть всегда включенным в процесс. Я рад, что в спектакле, хоть он и детский, получилось много смыслов, символов. Его можно разгадывать, рассуждать», - Михаил Кузьмин.


«У режиссёра были конкретные запросы к ключевым картинам: когда волки собираются на свой совет – один свет из совета в совет, для Шер-Хана всегда – красный, и т.д. Какими цветами, какими приборами, с какого угла подсвечивать декорации – моё решение. И в целом, поскольку на сцене джунгли, световое решение должно было быть тёмным с какими-то акцентными деталями. Стараюсь сделать так, чтобы читался рельеф. Это уже складывается из опыта. Я считаю, у нас всё получилось», - Ольга Раввич, художник по свету.


«Во время репетиций бывали перестановки. Например, соответственно пластическим возможностям из стаи волков переходили к бандар-логам, и наоборот. Бралась за основу индивидуальность артистов труппы. А я считаю, что у вас очень способная труппа», - Александр Любашин, хореограф.


«При создании костюмов не хотелось прямой иллюстрации - зверей с ушками, хвостиками и прочим. Хотелось, чтоб зверь получался в совокупности поведения, движения и костюмов. Всего несколько животных можно было сделать ярче, чем сами джунгли, ведь вообще звери прячутся внутри леса, потому должны быть в гамме. Предполагали сразу, что будет много движения, поэтому костюмы должны не только не мешать, но и помогать доигрывать движения», - Ирина Титоренко, художник по костюмам.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Новогодняя кампания в Архдраме: «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

«Регион 29»: Возвращение блудного сына, или джунгли навсегда: в архангельском театре драмы идёт спектакль-легенда о Маугли

ГТРК «Поморье»: «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

«Всвязке-юниор» телеканала «Регион 29»: премьера «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

Время приключений: Юлия Клейман о «Маугли» и «Сказке об Одиссее»

ИА Эхо СЕВЕРА:Джунгли зовут


Премьера состоялась 24 декабря 2020 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


Инсценировка - Михаил Кузьмин

Сценография - Андрей Тимошенко

Костюмы - Ирина Титоренко

Хореография - Александр Любашин

Композитор - Леонид Лещёв

Художник по свету - Ольга Раввич


Спектакль ведёт Юлия Сядей


Подробнее
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее
16+

Лирическая драма (камерная сцена\средний формат)
Л. Зорин
Режиссёр —  Александр Дубинин


Продолжительность — 1 час 50 минут (без антракта)


Она — студентка консерватории, будущая известная польская певица, он — простой советский парень. Они влюблены, но не могут быть вместе из-за установленного запрета на браки между гражданами разных стран. Это послевоенная история любви, которая, по словам автора, обречена — «потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком…» Но спектакль все же не о государственной машине, а о человеческих отношениях. Потому что в первую очередь от нас самих, от нашего выбора, желания и силы воли зависит, какая судьба будет у нашей любви…


ТРЕЙЛЕР






Премьера состоялась 24 мая 2015 года 


Художественный руководитель проекта, сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко 
Музыкальное оформление — Леонид Лещёв
Световое оформление — Алексей Расходчиков 


Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее