Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Премьера в Архдраме: из комедии – в балаган"

31.03.23

Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/premera-v-arkhdrame-iz-komedii-v-balagan/
Автор: Ольга Истомина
Фото: Кристина Куртова

В Архангельском театре драмы накануне Международного дня театра сыграли премьеру – «Горе от ума» Александра Грибоедова в постановке режиссёра Ренаты Сотириади. Классическая пьеса, яркие цитаты из которой давно живут в нашей повседневной речи, на сцене предстала в подчёркнуто гротесковом и фарсовом ключе.

«А судьи кто?..» – один из самых известных риторических вопросов-афоризмов, который так часто оказывается к месту в нашей современной жизни. Эта фраза – часть одного из смыслообразующих монологов Чацкого в пьесе «Горе от ума», однако в постановке Архангельского театра драмы именно он оказался выпущен. От монолога остались лишь несколько фраз, произнесённых Чацким впроброс. И это очень показательно: создаётся впечатление, что перед режиссёром спектакля и вовсе не стояло задачи заинтересовать современного зрителя классическим текстом, который сам по себе звучит актуально. Казалось бы – бери и играй. Однако в постановке Ренаты Сотириади артисты текст проговаривают, кажется, совершенно не задумываясь о сути, поэтому и пролетает он совершенно мимо – так, что ни остроты, ни актуальности в нём не заметно.

В роли независимого в суждениях молодого человека Александра Андреевича Чацкого, бросающего вызов условностям и общественному мнению, – молодые артисты театра драмы Александр Зимин и Николай Варенцов. На премьере главную роль играл Александр Зимин, и его Чацкий – порывистый, по-детски наивный и словно на самом деле немного безумный. Таким он представляется с первого же появления на сцене – и таким останется до самого финала. Он ведёт себя как не повзрослевший, обиженный окружающими взрослыми ребёнок и наконец выпускает свои обиды на весь свет в исступлённом танце в лаптях посреди шумного, суматошного бала.

gore_ot_uma2.jpg

И бал, и домашние сцены первого действия разворачиваются вокруг основного элемента декорации – большой печи, которая кажется столпом, на котором держится этот мир. За печкой прячутся, вокруг неё бегают, её обнимают – в том числе и сам Чацкий, перед тем как навсегда покинуть отторгнувшее его место. И именно в печь прячет он свои лапти, которые ему больше не нужны.

В доме Фамусовых Чацкого окружают персонажи один страннее (а в каком-то смысле, и страшнее) другого и вызывают не то что смех, а скорее отторжение и неловкость. На балу они предстают пёстрой толпой: княжны в ярких безвкусных платьях и семейные пары, в которых мужья нелепы и безвольны, а жёны назойливы, крикливы и несимпатичны. Это «фамусовское общество» на балу представлено в подчёркнуто гипертрофированных образах – словно бы это и не люди, а существа из какого-то вывернутого наизнанку мира. Не случайно в этой сцене у артистов выбеленные лица и очень условная манера существования с одной-двумя характерными чертами – будь то трясущиеся руки князя Тугоуховского (Александр Дубинин) или готовность на любую авантюру карикатурного вояки полковника Скалозуба (Артем Пребышевский).

В этой пёстрой толпе вдруг появляется нежданный персонаж – сам Александр Сергеевич Пушкин (Михаил Бакиров). Артист выходит на сцену в футболке с портретом поэта, что сразу не позволяет воспринимать эту фигуру всерьёз – он здесь только лишь для того, чтобы сыпать цитатами, записывать что-то в свою записную книжку, оставаясь наблюдателем, и крикнуть: «Ай да Грибоедов, ай да сукин сын!».

gore_ot_uma3.jpg

Если в начале спектакля ещё ждёшь какого-то внутреннего содержания от того, что происходит с героями этой истории – не только Чацким, но и его возлюбленной Софьей (Екатерина Зеленина), Фамусовым, почему-то суетящимся в собственном доме (Евгений Нифантьев), и угождающим ему во всём Молчалиным (Тимофей Тихонов), то чем дальше, тем больше действо превращается в довольно примитивное шоу. Отдельного внимания заслуживает фарсовая сцена с развязным Репетиловым – Михаилом Кузьминым. Это настоящий театр одного актёра внутри спектакля, который кажется поверхностным заигрыванием со зрителями за счёт цитат из массовой культуры и узнаваемых отсылок к некоторым современным персонажам.

На этом фоне уже не выглядит удивительной трактовка образа Софьи как глупенькой девочки, которая умеет только хлопать глазами, мило улыбаться и громко вскрикивать по любому поводу. Движения актрисы в этой роли нарочито изломанные, а мимика и жесты – словно у ожившей куклы. Но именно безвольной куклой она в конце концов и становится в финале истории – так совершенно по-домостроевски её «учит жизни» и правильному поведению отец, хватая за шею и наклоняя чуть ли не до самого пола. Так же грубо он обходится и со служанкой Лизанькой (Анастасия Волченко), которая в течение всего действия удивляется всему происходящему, нелепо взмахивая руками и улыбаясь.

В спектакле главными становятся внешние приёмы – и в создании образов, и в построении мизансцен. Но, к сожалению, если это попытка работать с приёмами театра представления и создать героев-масок, она не считывается как принципиальное решение, а только обеспечивает карикатурность персонажей. В спектакле эксплуатируются приёмы, которые не только не подчёркивают современное звучание текста, а наоборот, глушат его. Афористичный текст Грибоедова, конечно, не нуждается в защите от каких бы то ни было интерпретаций, но всё-таки обидно, когда блестящая комедия превращается в балаган.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Рождественская сказка (основная сцена)
Э. Гофман
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

Сказка Щелкунчик — волшебная история о девочке Мари и Щелкунчике. В ночь на Рождество крестный подарил ей необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался принцем... На время спектакля забудутся ярким, чудесным рождественским сном и попадут в атмосферу детства, очарованную сверкающими огнями новогодней ёлки. 


Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, главный режиссёр Архангельского театра драмы, режиссёр-сценограф спектакля «Щелкунчик» :

«Щелкунчик» — самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями — и детьми и взрослыми. Ощущение праздника создают новые яркие декорации и костюмы, зажигательные танцевальные номера. Потрясающей красоты театр теней продолжает поражать зрителей своей зрелищностью». 


СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: Архангельский драмтеатр вернул на сцену «Щелкунчика» — очень красивого и местами страшного
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы готовит для маленьких зрителей два новогодних представления
«Российская газета»: Архангельским детям из трудных семей подарили билеты на «Щелкунчика»

Отзыв зрителя о спектакле «Щелкунчик»: «С головой затягивает в этот волшебный-настоящий мир. Нелегко было оторвать глаз от массовых сцен: костюмы, танцы, все в характерах, четко, красиво. На первом плане идет действие, а про него вообще забываешь, и смотришь как танцуют. Это какой-то сказочный вихрь! Себе удивляюсь... Меня радует добросовестное отношение к игровой программе и уважение к маленькому зрителю. Спасибо за актерскую игру, за работу режиссера, и конечно тем, кто занимался всей этой красотой. После такого спектакля не хочется возвращаться на землю».

Премьера состоялась 23 декабря 2017 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


Инсценировка, сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Аранжировка — Владимир Брусс 
Балетмейстеры — Валерий Архипов, Ольга Мурашова


Спектакль ведет Юлия Сядей


Подробнее
12+
Э.Олби
Попытка разговора

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Случайная встреча в парке сталкивает двух диаметрально противоположных людей. Один пришёл сюда, чтобы отдохнуть от общества, второй — чтоб найти человека. Один благополучен и осторожен, другой — неприкаян и открыт. Скамейка в парке — единственный мост между ними, ненадёжный, колеблющийся, но пока он есть — они вынуждены присутствовать в жизни друг друга, вынуждены сравнивать, сомневаться, удивляться, исповедоваться, сражаться…


Эдвард Олби — наиболее яркая фигура того поколения драматургов, которое выступило после Т. Уильямса и А. Миллера. Смелые, новаторские пьесы Олби ставятся в лучших театрах мира, экранизируются. Уже при жизни о нем вышли несколько монографий, специальные библиографии, а общее количество работ, ему посвященных, превышает тысячу.

Подробнее