Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Регион 29": В Архангельске состоялась премьера спектакля «Игра о заячьем тулупчике»

28.03.23
Источник: https://region29.ru/2023/03/26/641d907aebcb8392ff4cc352.html
Фото: Роман Филковский

Спектакль по мотивам «Капитанской дочки» Александра Пушкина представили актёры Архангельского театра кукол Елена Антушева и Алексей Бурмагин, под руководством режиссёра Архангельского театра драмы Андрея Гогуна. Премьера постановки состоялась 23 марта на камерной сцене Архангельского театра драмы.

Классическая повесть Александра Пушкина «Капитанская дочка» о приключениях и любовных страстях молодого Петруши Гринева вновь рассказывает юным зрителям и их родителям о чести и долге, любви и преданности, предательстве и малодушии. Главный мотив постановки неизменен, как и сами русские пословицы — «береги платье снову, а честь смолоду». Именно этим напутствием провожает юного сына на службу отец главного героя, именно с этой установкой проходит свой путь Петр Гринев.

«Береги платье снову, а честь смолоду»
— Спектакль очень трудоемкий и требовательный, многогранный, но при этом вполне конкретный. Александр Сергеевич создал замечательную рукопись, основываясь на исторических событиях, а мы постарались сохранить его посыл и перенести на сценическое пространство, используя минимум средств. Признаюсь, для меня этот опыт совсем нелёгок, но очень интересен. Жаль только, что не могу попасть на него как зритель и посмотреть со стороны. Обрадовало количество зрителей, посмотревших до конца, и поблагодарившие аплодисментами — это большой показатель состоявшейся премьеры. Поначалу мне показалось, что зритель не совсем понимает задумку спектакля, от этого даже было немного тяжеловато, но к середине премьерного показа я стал замечать ответную реакцию, от чего стало легче. У нас очень благодарный зритель. Ну и чтобы ни происходило на площадке, текст Александра Пушкина, пусть и в сокращённом виде, остался, — рассказал о премьерном показе участник постановки, артист театра кукол Алексей Бурмагин.
Емельян Пугачёв в своём «дворце»
«А что же это за игра такая?» — задаются сегодня многие вопросом о названии спектакля. Ответ можно попытаться услышать из уст самих актёров: это и народные песни о той лихой эпохе, и о её героях, и само действие, в ходе которого площадка преображается буквально на глазах при минимальных взаимодействиях — всё это и есть та самая игра.

Всего два актёра на сцене, но какое изобилие образов — более 20 персонажей! Елена и Алексей ловко преображаются в своих героев буквально одним движением руки, небольшой сменой интонации. В этом им помогает авторская задумка, по которой каждая вещь в спектакле что-то означает, символизирует конкретного героя или ждёт взаимодействия с актёром: зелёная треуголка — образ молодого и несмышлёного шестнадцатилетнего Петруши Гринёва, красные бусики — образ капитанской дочки Маши Мироновой, а грозная казацкая папаха на меху — разумеется, образ жестокого, но справедливого разбойника Емельяна Пугачёва.

Разбойники строят свои планы
Спектакль длится два с половиной часа с антрактом и начинается весьма необычно — с оглашения Жалованной грамоты дворянству. Читает её как бы нарочито неграмотный крестьянин в избушке возле горящей печи, после чего «великий указ» отправляется на растопку. Остаётся только гадать, случайно ли по неграмотности «холоп» бросает манифест в печь или же перед нами уже предстал один из бунтарей мятежной слободы.

Декораций в привычном значении у спектакля практически нет. По ходу действия актёры вместе со зрителями перемещаются по самым разнообразным локациям Оренбургской губернии XVIII века, но делают это при помощи собственной фантазии, сторителлинга и приёмов театра объекта, в котором каждая вещь что-то значит, имеет особое место и значение.

Помогает зрителю в этом путешествии по литературным локациям и компактность декораций, некоторые из которых представлены в виде самых абстрактных образов, но неизменно изготовленных из природных материалов — дерева, ткани, бумаги и стали. Так, например, для сцены в заснеженном Оренбургском поле, где произошла первая встреча главных героев истории с Пугачёвым, перед зрителями расстилают большое белое полотно, из которого, как из сугроба, появляется замерзающий в буране разбойничий предводитель Пугачёв. А для сцены в бильярдной Симбирского кабака, где Петруша проигрывает в бильярд Зурину «легко ли дело» — 100 рублей, из под белого сукна появляется характерное зелёное сукно, вдалеке звучат пьяные разговоры кабацких гуляк, застольные песни и бряцанье посуды. Легко поверить, что мы попали в кабак вместе с Петрушей и переживаем события повести вместе, практически можем принять в них участие — до актёров нужно буквально руку протянуть.

Знакомство Петра Гринёва и Алексея Швабрина
Актрисе Елене Антушевой очень понравилась близость действия к зрителю. По её мнению, это позволило вовлечь смотрящих в игровой процесс и избежать путаницы в большом количестве персонажей постановки. 

— Больше всего я опасалась, что зрители не примут эту игру с предметами и минимализм постановки. Мне самой очень нравится театр объекта и бесконечные возможности трансформации каждого предмета, они просто будоражат моё воображение. Опасалась, что будет сложно воспринимать 20 персонажей, сыгранных всего двумя людьми, что при этих перевертышах возникнет ненужный эффект комизма. Однако, кажется, зритель включился в игру и очень сочувственно следил за приключениями и преображениями деревянных чурбачков. У каждого предмета в спектакле есть свой «маршрут» — как и куда он перемещается, почему и во что превращается. Я бы хотела посмотреть на это, как зритель, и, может быть, даже не один раз, чтоб отследить все эти маршруты. Очень хорошо, что маленькая дистанция до зрителя — можно с ними разговаривать, рассказывать им историю, которая мне самой очень важна. У нас не было задачи никого удивить — мы делали то, что нам самим было дорого и интересно. Очень радостно, что, кажется, «совпали» со зрителем, но спокойно относимся и к тем, кому театр объекта не близок. Это, действительно, игра, похожая на то, как играют дети — из того, что попалось под руку, но максимально честная, — рассказала о постановке актриса Елена Антушева.

Мария Миронова в исполнении Елены Антушевой
Вместо задника в спектакле используется карта Оренбургской области, тут видны и Белогорская крепость, и Оренбург, и Симбирск. Атласными лентами на карте расстилаются сибирские реки, из деревянных чурок вырастают города и крепости. Всё это заставляет работать воображение зрителя, перенося его то во «дворец» Емельяна Пугачёва, расположенный в простой русской избе, то в родную деревню Петра Гринёва, где живут его родители, то в тюрьму, куда попадает по ходу действия герои.
Вместо масштабных декораций - абстрактные образы
Особое место в постановке занимает музыка, которую написал композитор Архангельского театра драмы Артём Татаринский. Он специально написал темы для всех ключевых локаций и действующих лиц спектакля, отражающие их характер и эмоциональное состояние в разных сценах. 

В дополнение к композициям Артёма Татаринского, атмосферу спектакля создавали сами актёры, играя на глюкофоне — специальном инструменте для медитации, а также при помощи народных песен про Емельяна Пугачёва. Песни как бы умышленно звучат слегка невпопад, с намёком на широкую вариативность «народных» мотивов, в которых даже сами герои постановки иногда фальшивят и путают слова. Всё это создаёт неописуемую ауру театрального уюта и переносит зрителей в атмосферу Пугачёвского лихолетья.

В руках актрисы музыкальный инструмент для медитации - глюкофон

Посмотреть показы спектакля «Игра о заячьем тулупчике» по мотивам исторического романа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина можно в Архангельском театре драмы 25 и 26 марта, 15 и 23 апреля, а также 7 мая. 


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Рождественская сказка (основная сцена)
Э. Гофман
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

Сказка Щелкунчик — волшебная история о девочке Мари и Щелкунчике. В ночь на Рождество крестный подарил ей необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался принцем... На время спектакля забудутся ярким, чудесным рождественским сном и попадут в атмосферу детства, очарованную сверкающими огнями новогодней ёлки. 


Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, главный режиссёр Архангельского театра драмы, режиссёр-сценограф спектакля «Щелкунчик» :

«Щелкунчик» — самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями — и детьми и взрослыми. Ощущение праздника создают новые яркие декорации и костюмы, зажигательные танцевальные номера. Потрясающей красоты театр теней продолжает поражать зрителей своей зрелищностью». 


СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: Архангельский драмтеатр вернул на сцену «Щелкунчика» — очень красивого и местами страшного
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы готовит для маленьких зрителей два новогодних представления
«Российская газета»: Архангельским детям из трудных семей подарили билеты на «Щелкунчика»

Отзыв зрителя о спектакле «Щелкунчик»: «С головой затягивает в этот волшебный-настоящий мир. Нелегко было оторвать глаз от массовых сцен: костюмы, танцы, все в характерах, четко, красиво. На первом плане идет действие, а про него вообще забываешь, и смотришь как танцуют. Это какой-то сказочный вихрь! Себе удивляюсь... Меня радует добросовестное отношение к игровой программе и уважение к маленькому зрителю. Спасибо за актерскую игру, за работу режиссера, и конечно тем, кто занимался всей этой красотой. После такого спектакля не хочется возвращаться на землю».

Премьера состоялась 23 декабря 2017 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


Инсценировка, сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Аранжировка — Владимир Брусс 
Балетмейстеры — Валерий Архипов, Ольга Мурашова


Спектакль ведет Юлия Сядей


Подробнее
12+
Э.Олби
Попытка разговора

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Случайная встреча в парке сталкивает двух диаметрально противоположных людей. Один пришёл сюда, чтобы отдохнуть от общества, второй — чтоб найти человека. Один благополучен и осторожен, другой — неприкаян и открыт. Скамейка в парке — единственный мост между ними, ненадёжный, колеблющийся, но пока он есть — они вынуждены присутствовать в жизни друг друга, вынуждены сравнивать, сомневаться, удивляться, исповедоваться, сражаться…


Эдвард Олби — наиболее яркая фигура того поколения драматургов, которое выступило после Т. Уильямса и А. Миллера. Смелые, новаторские пьесы Олби ставятся в лучших театрах мира, экранизируются. Уже при жизни о нем вышли несколько монографий, специальные библиографии, а общее количество работ, ему посвященных, превышает тысячу.

Подробнее
12+
Аджапсандал в двух действиях (основная сцена)
В. Константинов, Б. Рацер
Режиссёр - Михаил Кузьмин

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с одним антрактом) 

Спектакль «Ханума» современный зритель знает по постановке Ленинградского Большого драматического театра (1972 год), которая позднее была записана для телевидения. Режиссёр Георгий Товстоногов переработал классический водевиль Авксентия Цагарели. В итоге получилась музыкальная комедия с неповторимым грузинским колоритом о любви, свадьбах и соперничестве двух свах — Ханумы и Кабато.

   

«Чтобы пьеса зазвучала актуально в сегодняшнем дне, мы немного «поломаем» эту историю. Музыкальность, весёлость, сюжет останутся, но у нас в постановке всё это будет звучать по-другому. Движущей силой спектакля будет любовь. Не только мужчины к женщине или ближнему своему, но и любовь к театру, к своей профессии. Это будет очень игровой спектакль с элементами вахтанговского «фантастичекого реализма», что-то, возможно, возьмём от итальянских масок комедии дель-арте, немного шоуменства. И вот из этих пазликов соберём интересную историю. Хороший вечер для зрителя мы обеспечим» — рассказывает режиссёр спектакля Михаил Кузьмин. 


Режиссёр спектакля обещает, что «Ханума» в Архдраме сохранит свою музыкальность. Однако уйдёт от советской водевильной версии композитора Гия Канчели в сторону современных грузинских исполнителей. Иным будет и юмор.

 

«Юмор меняется. И тот юмор, который был у Товстоногова, сегодня уже не работает. Сейчас действуют другие правила, темы, ритмы, подача и смысловые точки отсчёта. В нашей постановке мы постараемся сделать эту комедию более соответствующей дню сегодняшнему» — комментирует Михаил Кузьмин.

 

Роль Ханумы в новой постановке сыграет заслуженная артистка России Елена Смородинова. По замыслу режиссёра эта героиня должна показать разные грани своего характера и воплотиться на сцене объёмным персонажем

 

«Сваха Ханума будет сильная, громкая, огромная, глыба, которая имеет свою любовь и свою нежность, тоску какую-то. В человеке же есть всё. Каждый персонаж, чем он объёмнее будет, тем лучше. Поэтому Ханума будет разной. В каждой сцене она будет проявляться по-разному. потому что если мы будем просто играть сильную женщину, которая весь спектакль нюхает табак, то это будет неинтересно. Поэтому мы стараемся уплотнять каждого персонажа и доводить его до человека, чтобы образочки по сцене у нас не бегали»Михаил Кузьмин.

 

Кроме того, в постановке Архдрамы появятся много новых персонажей, которые задуманы для того, чтобы дополнить и обогатить мир основных действующих персонажей.

   

«Как влюблённые во «Сне в летнюю ночь», которые попадают в чудесный мир, где царят феи и духи, у нас кое-какие персонажи попадают в чудесный мир Грузии. Это очень гостеприимная, нежная, красивая страна. И вот это обаяние, волшебство, какой-то сказочный мир мы как-то попытаемся воссоздать» — делится Михаил Кузьмин.


Премьера состоялась 25 марта 2022 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле
Пресс-служба театра — Премьера «Ханумы» в Архдраме
ГТРК «Поморье» — В Архангельском театре драмы — яркая премьера — «Ханума»
ИА «Регион 29» —Грёзы о Грузии: архангельский драмтеатр выпустил «Хануму» с русскими туристами, орлом и новым саундтреком
ИА DVINA29 — Этот безумный, безумный грузинский мир: Архдрама представила спектакль о диалоге культур
БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск: В Грузию и обратно: архангельский «рецепт» истории о Хануме


Художественный руководитель постановки, сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Музыкальное оформлениеМихаил Кузьмин
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее